Исследование кратковременной памяти по методике джекобсона. Диагностика готовности к школе – школьная зрелость Оценка кратковременной памяти методом джекобсона

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.
Описание. Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из таблицы.
Инструкция. Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 с запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!

Интерпретация результатов. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе – оперативной, памяти – 10 единиц материала. Средний уровень б-7 единиц.

Методика «Оперативная память»

Применяется для обследования взрослых.

Цель: изучение кратковременной памяти.
Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений – 15 с, после чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте внимательны, числа зачитываются только один раз.

Ключ

Обработка данных. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число 40. Норма взрослого человека от 30 и выше.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер «умственных действий». Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Если зафиксировать положение языка в спокойном состоянии, а затем дать человеку мыслительную задачу, то можно наблюдать движение его речедвигательного аппарата.
Начальный момент мышления – проблемная ситуация. Она вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.
Проблема – это вид интеллектуальных задач, которые имеют следующие характеристики:
цель (ориентировочную основу для задач);
условия, в которых задается данная цель;
потребность в достижении цели;
недостаточность стандартных средств для решения, вытекающих непосредственно из условия.
Выделяют три типа мыслительных действий:
ориентировочные;
исполнительные;
нахождение ответа.
Ориентировочные действия – это анализ условий и выдвижение гипотез. Исполнительные действия сводятся к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решений с исходными условиями задачи.
Если результат согласуется с условиями, то процесс прекращается. Если нет – цикл возобновляется. Фазовая динамика мыслительного процесса выглядит следующим образом.

Мышление включает следующие операции: сравнение – обнаружение различий;
анализ – обнаружение существенных признаков;
синтез – переход от частей к целому;
обобщение – установление взаимосвязей;
абстрагирование – выделение существенных связей и отвлечение от несущественных.
К основным формам мышления относят понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи предметов, выраженные словами. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.
Суждение – утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (все птицы имеют крылья), частными, одиночными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определенный вывод. Различают два вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных суждений к общему, а дедуктивным – от общего к частному.
Мышление различается по форме, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны. По форме оно может быть наглядно-действенным (у детей до года), наглядно-образным (у детей до пяти лет), абстрактно-логическим – допонятийным (у детей до семи лет), понятийным (начиная с младшего школьного возраста). По характеру решаемых задач различают мышление теоретическое, устанавливающие новые взаимосвязи, и практическое, решающее задачи с использованием установленных закономерностей. По степени развернутости – дискурсивное – последовательное, вербально логическое мышление и интуитивное – одномоментное, образное и понятийное. По степени новизны мышление может быть репродуктивным – воспроизводящим, продуктивным – творческим.

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.
Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

Интерпретация результатов. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов. Анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Методика «Сложные аналогии»

Предназначается для обследования подростков и взрослых.

Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.
Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», т. е. выбрать в таблице «шифр», пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал: бланк методики (тестовый материал), бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция. На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры приведены в таблице «шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в «шифре» аналогу. Время выполнения задания – 3 мин.

Шифр
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель

Тестовый материал

Ключ

Интерпретация результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий бережливость – скупость, прохлада – мороз.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий деятельности.
Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которые связаны с удовлетворением потребности выйти за рамки настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы создавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слышать, накопить практический жизненный опыт и хранить все это в памяти в определенной системе и в переработанном с помощью мышления виде. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возможностей для создания необычных комбинаций, основываясь на своих впечатлениях. Различают воображение воспроизводящее и творческое – мечты и грезы.
Воспроизводящее воображение – процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по описанию, чертежу, схеме, географической карте или по другим знаковым изображениям. Воспроизводящее воображение включается у каждого человека, если ему приходится представлять себе то, что недоступно непосредственному восприятию.
Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспроизводящего воображения зависят прежде всего от качества, характера и формы материала, вызывающего эти образы. Однако они, как и все другие психические образы, – субъективные образы объективного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широты, глубины знаний, а также личностных установок человека.
Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащающих теорию и практику деятельности человека. Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. В большинстве случаев результат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др., но это может быть и научная монография, роман, поэма и др. Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Выделяют следующие приемы создания творческих образов: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.
Агглютинация (лат. agglutinare – приклеивать) – прием соединения («склеивания») каких-то частей (от двух или нескольких предметов) в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, своеобразного гибрида танка и подводной лодки, аккордеона, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).
Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.
Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика-с-пальчика.
Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.
Типизация – самый сложный прием творческого создания образов. Так, например, для описания образа рабочего необходимо изучить большое количество представителей данного класса (несколько сотен человек).
Все вышеназванные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности для поиска нового, развития творческого воображения.
В любом виде человеческой деятельности – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения. Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. У одухотворенного человека воображение пронизывает всю познавательную деятельность. Его отношение к другим людям, к жизни – эмоционально приподнятое.
Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.
Романтик – это прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей. Следует отметить, что романтики не обязательно люди юношеского возраста. Романтиками бывают и взрослые люди. Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают всю свою силу и энергию. Для психологии романтизма характерна прямая связь воображения с волевой сферой. Романтиков отличает мужественный, стойкий характер, возвышенность намерений и поступков.
Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способности к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника – творца эстетических ценностей.
Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь проходит в обыденных заботах. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают свойственную ему прозаичность.
Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли, противоречащие реальной действительности.
Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали научиться летать, но у них нет крыльев. Поэтому они придумывали различные приспособления и, наконец, создали летательные аппараты. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, стимулирует творческую деятельность.
С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Она становится таковой, если включена в деятельность, является одним из ее побудителей и связана с волевыми качествами человека.
Чертой характера человека, обусловленной особенностями его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов. Он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки.

Материал и оборудование : бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования : Исследование можно проводить с одним и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор
5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207
Второй набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897
Третий набор
1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716
Четвертый набор
7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому : «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов : В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
  • коэффициент , который вычисляют по формуле:
  • Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
  • А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
  • С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
  • n – серий опыта, в случае – 4.
Анализ результатов:

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

уровня кратковременного запоминания
Коэффициент
объема памяти /Пк/
Уровень
кратковременного запоминания
10
8-9
7
6-5
3-4
очень
высокий


очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является использования испытуемым логических средств или приемов мнемотехники. В редких такое запоминание являет собой феномен.

Другие новости по теме:

  • Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)
  • Булатов Андрей

    Актуальность исследования заключается в том, что при большой учебной нагрузке в старших классах учащимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании учебной деятельности.

    Цель : Изучить состояние эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.

    Задачи:

    1) Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.

    2) Выявить объем кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.

    3) Определить свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

    4) Дать оценку полученным результатам и сформулировать рекомендации по составлению школьного режима.

    Методы исследования:

    1. Тест Остберга
    2. Теппинг-тест Е.П. Ильина
    3. Наблюдения

    Объект исследования : Учащиеся 9а

    Предмет исследования: Суточный хронотип учащихся

    Гипотеза : Можно предположить, индивидуальный хронотип старшеклассников влияет на эффективность работы в течении учебного дня

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности у обучающихся старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу

    Тюменская область, п. Голышманово

    9 класс

    Научный руководитель: Коршунова Светлана Валерьевна, учитель биологии, химии

    МОУ «Голышмановская основная общеобразовательная школа №2»

    Голышманово 2016

    Введение 3

    Глава 1. Суточный хронотип человека 5

    Глава 2 Исследовательская работа 6

    2.1. Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа обучающихся 6

    2.2 Выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы 9

    Исследуемых хронотипов

    2.3. Оценка работоспособности обучающихся. 12

    Заключение 14

    Список литературы 16

    Приложение 17

    Введение

    В последние годы всё чаще специалисты в области среднего образования разрабатывают новые учебные технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок и перегрузок на организм школьников. К тому же не учитываются индивидуальные особенности организма, а исследование висцеральных признаков суточного хронотипа у школьников в различные периоды учебного года полностью не изучены. Поэтому составляя режим труда и отдыха, а также расписание уроков и начало учебного дня администрация учебных заведений не уделяет внимание этим вопросам, тем самым не обеспечивая для школьников оптимальных условий обучения.

    Актуальность исследования заключается в том, что при большой учебной нагрузке в старших классах учащимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании учебной деятельности.

    Цель : Изучить состояние эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа.

    Задачи:

    1) Определить индивидуальные признаки суточного хронотипа учащихся.

    2) Выявить объем кратковременной памяти и эффективности работы учащихся старших классов в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа.

    3) Определить свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

    4) Дать оценку полученным результатам и сформулировать рекомендации по составлению школьного режима.

    Методы исследования:

    1. Тест Остберга
    2. Теппинг-тест Е.П. Ильина
    3. Наблюдения

    Объект исследования : Учащиеся 9а

    Предмет исследования: Суточный хронотип учащихся

    Гипотеза : Можно предположить, индивидуальный хронотип старшеклассников влияет на эффективность работы в течении учебного дня

    Глава 1. Суточный хронотип человека

    Каждый человек по-своему уникален. Все люди отличаются друг от друга внешним видом, телосложением, цветом кожи и глаз, темпераментом. На каждого человека действуют биоритмы (суточные, сезонные, годовые), которые могут оказывать различное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние человека. Значительную роль в жизни человека играет его хронотип.

    Хронотип - это специфическая организация работы всего организма в течение суток.

    Еще много тысяч лет тому назад китайские ученые и врачи создали учение о ритмичности процессов, происходящих в организме человека, нарушение которых приводит к патологии.

    Было установлено, что каждый орган нашего тела имеет свою оптимальную точку (свое определенное время) наиболее напряженной деятельности и в это время он наиболее уязвим.

    Это учение позволило разработать схемы своевременного воздействия с лечебными целями. Использовались и специальные иглы, и полынные сигареты для прижигания, и точечный массаж.(АлякринскийБ.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М.:Наука 1985)

    Знание своего хронотипа позволяет правильно организовать свой режим дня, повышая трудоспособность и улучшая самочувствие.

    Биоритмологическая организация каждого человека имеет индивидуальные особенности. По характеру суточных биоритмов физической активности оказалось возможным разделить всех людей на три типа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»). У «сов» максимум суточных биоритмов активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков» - на более ранние часы. У «голубей» пик активности приходится примерно на середину дневного периода. Примерно 20 % людей имеет хорошо выраженный утренний или вечерний тип активности. Определение хронотипа человека производит ся на основе специально разработанных тестов.

    Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационных возможностей. Например, «совы» в боль шей степени, чем «жаворонки», подвержены риску возникновения сердечно-сосудистой патологии, однако их биоритмы более пластичны, и они лучше приспосабливаются к новым режимам жизнедеятельности. У «жаворонков» многие показатели здоровья лучше, чем у «сов», но они более консервативны и с трудом переносят изменения привычного режима жизни. (Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбер, Д.А. Возрастная физиолгия – М.: Академия,2002. – С. 184 – 185,с. 261 – 262)

    Глава 2. Исследовательская работа

    2.1. Выявление висцеральных признаков суточного хронотипа обучающихся

    Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека был использован тест Остберга. Было исследовано 22 учащихся 9а класса школы №2 до 15-16 лет. Обследование проходило в домашних условиях с 20 по 27 октября 2016 года. Для чистоты эксперимента было сделано по три замера в течении нескольких дней подряд.

    В ходе проведенного теста Остберга на выявление висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты:

    большая часть старшеклассников оказались «аритмиками»(81%), «совы» (19%), .(Приложение2 стр. 18)

    «Жаворонки» просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. Зато они совершенно не способны бодрствовать вечером. Когда все остальные только начинают развлекаться, эти «жаворонки» уже клюют носом и вынуждены уползать с вечеринки в постель. Причем в среднем такие люди спят столько же, сколько и остальное человечество, просто делают это в другое время. Кому-то удается приспособить свой рабочий график к особенности организма, другие борются с ней всю жизнь, в основном с помощью кофе по вечерам. И вот ученые заявили, что нашли причину аномалии сна. В ней виновен дефект гена, вырабатывающего белок CKIdetla. Медики изучили три поколения семьи, в которой «синдром жаворонка» предается по наследству. Кстати, они обнаружили, что все члены семейства страдают также астмой и мигренью - возможно, эти болезни тоже несут с собой матировавший ген.

    «Совы» засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня. «Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонируют их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше – самим планировать свой рабочий график.

    Половина людей- «аритмики» - “голуби” приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда, но все же ближе к утреннему типу. Это преимущественно люди, занятые физическим трудом. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечаются с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток – укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7-14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2-3 месяца. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7-10 дней) отпуск вдали от родных мест. (Бирюкович,А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина,1998)

    Немецкий ученый Хамп установил, что 1/6 людей относятся к людям утреннего типа, а 1/3 – вечернего типа.

    «Совам» и «жаворонкам» было предложено дома после подъема измерить температуру, и пульс, а также описать свое состояние, оказалось, что у утренних и вечерних типов разных порог возбудимости. Возбудимость нарастает вместе с температурой тела. У учащихся «жаворонков» давление поднимается чаще, чем у сов. Это происходит, видимо, потому что у них утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу, в кровь выбрасывается адреналин, который и поднимает антериальное давление, у учащихся «сов» механизмы, ответственные за повышение давления, работают медленнее, поэтому большая умственная нагрузка, избыток информации, эмоциональное напряжение, которым приписывают решающую роль в возникновении артериальной гипертонии, несколько сглаживаются. Утренние типы были энергичнее. У них неудачи легко вызывали сомнения в собственных силах, появились тревоги и волнения, стремительно ухудшалось настроение. Свои затруднения и конфликты они были склонны относить за счет плохого самочувствия, они старались избегать ссор, неприятных разговоров. Учащиеся вечернего типа также обладали высокой активностью, но легко забывали свои неудачи и неприятности. Их не пугали возможные трудности, конфликты и эмоциональные проблемы. Они меньше волновались и очень чутко улавливали характер и особенности окружающих людей.

    2.2. Выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы

    Мы сформировали три группы: «Аритимики», «Совы» и «Жаворонки» (подбор шел в соответствии с нормами частоты сердечных сокращений и частоты дыхания для данного возрастного периода) и провели обследование на выявление объема кратковременной памяти и эффективности работы.

    Исследование проводили в два этапа. Первый этап – первый урок(8 00 ), второй этап – последний урок (13 30 )

    Для изучения объема и точности кратковременной памяти и эффективности работоспособности мы использовали методические рекомендации практикума по биологии человека В.С. Рохлова (2000 г.).(Приложение 3,4 стр.19,20)

    Память – процесс запоминания, хранения и воспроизведения определенной информации. Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. (приложение5 стр. 21)

    В зависимости от воздействия источника информации на определенный анализатор память бывает: вербальной(словесной), зрительной и тактильной.

    Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.

    Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в кратковременную память является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция кратковременной память - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти.

    Механизм кратковременной памяти - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга. Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.) В то же время в самой кратковременной памяти могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

    Основной механизм удержания (сохранения) в кратковременной памяти - повторение.

    Элементы, удерживаемые в кратковременной памяти, либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (забываются).

    Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

    Емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку, то человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в чанки) информацию о смысловых группах букв. Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

    Результаты исследований приведены в приложении(6,7,8 стр.22,23,24)

    Таким образом мы видим, что в группе «Сов» наблюдается улучшение результатов объема кратковременной памяти у 75% обучающихся, в группе «Аритмиков» улучшение результатов наблюдалось у 71%. В обеих группах работоспособность к последнему уроку снижается у 50% обследуемых. Учащиеся старших классов к последнему уроку устают и работоспособность снижается. Некоторые учащиеся объяснили это тем, что у них появилось чувство голода и постоянно отвлекающие мысли о еде. Самым непродуктивным оказывается седьмой урок. Обучающиеся никак не могли сосредоточиться, смотрели в окно, хотелось походить, подышать свежим воздухом или просто пообщаться друг с другом. Некоторые отметили снижение остроты зрения в этот период.

    Учащиеся, которые сразу после занятий садились за уроки, отмечали, что долго не могли понять содержание домашнего задания, постоянно допускали ошибки при расчетах. Наиболее продуктивный период для занятий оказался 16 – 17 часов. В 22 часа резко возрастала работоспособность у «сов» и продолжалась до 24 часов. «

    Пик и спад работоспособности у «жаворонков» и «сов»

    Хронотип Пик Спад

    «Жаворонки» 12 часов 19 часов

    «Совы» 18 часов и позже 7-10 часов

    2.3. Оценка работоспособности

    Для оценки работоспособности учащихся определили свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям, используя теппинг – тест Е.П. Ильина. (Приложение 9 стр. 25). Сила нервных процессов – показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика выявления психологических особенностей нервной системы основана на определении динамики темпа движения рук.

    Графики работоспособности могут быть условно разделены на четыре типа.

    1. Выпуклый тип: темп нарастания до максимального происходит в первые 10 – 15 секунд; в последующем, к 25 – 30 с, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.
    2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы. Характерен для нервной системы средней силы.
    3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Свидетельствует о слабости нервной системы.
    4. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это свидетельствует о способности к кратковременной мобилизации работоспособности. Такие учащиеся относятся к группе лиц со средней нервной системой.

    Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность, т.е. нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы, не переходя в состояние торможения, т.е. «не уставая». Для слабой нервной системы характерны низкая работоспособность и быстрое утомление.Эти свойства нервной системы проявляются в деятельности и поведении человека.

    Человек со слабой нервной системой чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных, подвижных делах. Непривычная среда, повышенное внимание незнакомых людей могут стать для такого человека сверхсильными раздражителями. При этом он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью, болезненной реакцией на критику, им часто не хватает уверенности в себе, свойственны неудачи и страх глупо выглядеть. Вследствие этого для них значительно осложняется к успеху.

    Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой: чаще всего бодрый, уверенный в себе, он не испытывает напряжения в учении, с легкостью осваивает значительной по объему материал, полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, редко бывает усталым, вялым. Человек с сильной нервной системой отличают большая эффективность использования времени, способность выполнять за тот же отрезок времени больше, чем другие, а также способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер.

    Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться.

    Полученные графики работоспособности в результате работы (Приложение 11,12 стр.27,28)мы разделили на 3 типа: выпуклый тип – сильная нервная система 67%, вогнутый тип – средне – слабая нервная система 20%, нисходящий тип – слабая нервная система 13%. (Приложение 10 стр. 26).

    Знание психофизиологических особенностей собственной нервной системы позволяет учащимся правильно выбрать индивидуальный темп работы, точно распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать свою работоспособность.

    Физиолог Введенский писал: «Мы устаем и изнемогаем ни от того, что много работаем, а от того, что плохо работаем». Поэтому надо искать пути и средства такой организации умственной деятельности, чтобы устранить негативные факторы и сделали процесс познания радостным, творческим и продуктивным.

    Заключение

    В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:

    1. При определении индивидуальных висцеральных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большинство обследуемых учащихся обладают суточным хронотипом «Аритмики» - 60%, «Совы» - 30%, «Жаворонки» - 10%.
    2. Объем кратковременной памяти и эффективность работы снижается в конце учебного дня у групп всех обследуемых хронотипов.
    3. Выявлены психофизиологические особенности нервной системы обучающихся 9 б класса, 67% - обучающиеся с сильной нервной системой, 20% - средне - слабой нервной системой, 13% - слабой нервной системой.
    1. Рекомендовать составление классов учащихся и расписание занятий с учетом индивидуальных суточных хронотипов обучающихся.
    2. Волонтерам определить биологические ритмы всем учащимся школы, особенно выпускникам. Разработать компьютерную программу для быстрого определения биоритмов.
    3. Дополнительные занятия и консультации проводить с 15 00 – 18 00 , так как это пик активности для всех хронотипов.
    4. Составлять расписание таким образом, что бы урок по основным предметам проводились со 2 по 5.
    5. Учащимся обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для обучающихся всех хронотипов, особенно «сов».

    Список литературы

    1. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. – М,: Наука, 1985
    2. Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбео, Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2002. – С. 184 – 185, с.261 – 262
    3. Бирюкович, А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина, 1988
    4. Новиков, Э.П. Планета загадок. – Л.: Недра,1987
    5. Рохлов, В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 200. – С.75 – 79.
    6. Хаснулин, В.И. Космические тайны вашего самочувствия. – Новосибирск, Наука, 1992.
    7. Хансулин, В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: Знание, 1991.

    Приложение 1

    Тест Остберга.

    Определение хронологического типа человека.

    Выберете наиболее подходящий ответ в каждом вопросе:

    1.Трудно ли вам вставать рано утром?

    А) Да, почти всегда 3

    Б) Иногда 2

    В) Редко 1

    Г) Крайне редко 0

    2.Если у вас есть возможность выбора, в какое время вы бы ложились спать?

    А) После 1 часа ночи 3

    Б) с 23 до 1 часа ночи 2

    В) с 22 до 23 часов 1

    Г) до 22 часов 0

    3.Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого час после пробуждения?

    А)Плотный 0

    Б) Не очень плотный 1

    В) Можно ограничиться вареным яйцом 2

    Г) Достаточно чая или кофе 3

    4.Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, когда они приемущественно происходили?

    А) В первой половине дня 1

    Б) во второй половине дня 0

    5.от чего легче отказаться:

    А) От утреннего чая или кофе 2

    Б) От вечернего чая 0

    6.Как точно вы отсчитываете время в течение минуты?

    А) меньше минуты 2

    Б) Больше минуты 2

    7.Как легко вы можете изменить привычки связанные с едой, во время отпуска?

    А) Очень легко 0

    Б) Легко 1

    В) Трудно 2

    Г) Не можете изменить 3

    8.Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать?

    А) Более чем на 2 часа 3

    Б) На час-два 2

    В) Менее чем на час 1

    Г) как обычно 0

    9.Если вы ложитесь спать в 23:00, то какова степень вашей усталости?

    А) Очень усталый 5

    Б) Относительно усталый 3

    В) Слегка усталый 2

    Г) Совсем не усталый 0

    10.Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны встать в определенное время?

    А) Совсем не зависим 4

    Б) Иногда зависим 3

    В) В большей степени зависим 2

    Г) Зависим 1

    11.Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего пробуждения?

    А) Большая вялость 1

    Б) Небольшая вялость 2

    В) Относительно деятелен 3

    Г) Очень деятелен 4

    12.Вы решили заниматься физкультурой. Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром между 7-8 часами утра. Будет ли это благоприятное время для вас?

    А) Мне очень благоприятно 4

    Б) Приемлемо 3

    В) Трудно 2

    Г) Очень трудно 0

    13.Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек», к какому типу вы себя относите?

    А) Жаворонок

    Б) Сова

    Г) Голубь

    14.У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по одному часу, между 22-23 часами вечера. Как вас устраивает это время?

    А) Да, устраивает 1

    Б) Буду в хорошей форме 2

    В) Буду в плохой форме 3

    Г) Не устраивает.

    РАСЧЕТ: Жаворонок 0-20; Голубь 21-29; Сова 30- выше.

    Вы -«жаворонок». Выши биологические часы идут быстрее, чем астрономические.

    Соответственно. Вы раньше ложитесь и раньше встаете. В ряду случаев при значительном несовпадении биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни и рассматриваться как расстройство сна, получившее название

    СИНДРОМ ОПЕРЕЖЕНИЯ ФАЗЫ СНА.

    Вы –«сова». Ваши биологические часы идут медленнее астрономических. Соответственно. Вам трудно заснуть вечером и трудно проснуться утром. В яде случаев при значительном несоответствии биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни и рассматриваться как расстройство сна, получившее название

    СИНДРОМ ЗАДЕРЖКИ ФАЗЫ СНА.

    Вы –«голубь». Ваши биологические часы идут приблизительно также как и астрономические. Это наиболее благоприятный тип суточного ритма, при котором не возникает проблем как с отдыхом ко сну, так и с подъемом.

    Приложение 2

    Приложение 3

    Оценка кратковременной вербальной памяти учащихся

    1. Учитель зачитывает (быстро, без повторений) 12 слов: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Учащиеся должны запомнить их и после команды учителя воспроизвести (письменно) за 30 секунд.
    2. Учитель повторно зачитывает слова, а школьники сравнивают их со своими записями и подсчитывают количество правильных воспроизведенных слов (7 = 9 правильно воспроизведенных слов – средняя продуктивность кратковременной памяти; больше 9 слов – выше среднего; 7 слов – меньше среднего).

    Приложение 4

    Оценка объема и точности кратковременной зрительной памяти

    1. В течение 20 секунд учитель демонстрирует учащимся таблицу с 12 двузначными числами, которые затем необходимо воспроизвести.

    2. Оценка полученных результатов проводится так же, как в предыдущей методике.

    Приложение 5

    Структура и характеристика видов памяти

    Память

    Память

    Память

    Сенсорная (непосредственная)

    Кратковременная (оперативная)

    Долговременная

    Процесс запоминания осуществляется на уровне рецепторов. Информация хранится очень короткое время – ¼ с, за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам.

    Если информация, переданная рецепторами, привлечет внимание высших отделов головного мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться. Информация хранится от 0,1 до 30 с., в это время она обрабатывается и интерпретируется.

    Информация, выбранная из кратковременной памяти, хранится от нескольких минут до нескольких десятков лет.

    Приложение 6

    Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков»

    Кол-во слов утром

    Оценка результата

    Кол-во слов днем

    Оценка результата

    Улучшение результата

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Средняя

    Средняя

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Средняя

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Выше среднего

    Средняя

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Средняя

    Средняя

    Выше среднего

    Выше среднего

    Определение кратковременной памяти утром,

    Днем

    Приложение 7

    Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов»

    Кол-во слов утром

    Оценка результата

    Кол-во слов днем

    Оценка результата

    Улучшение результата

    Ниже

    среднего

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Средняя

    Выше среднего

    Ниже среднего

    Выше среднего

    Определение кратковременной памяти у группы Сов

    утром, днем

    Приложение 9

    Теппинг – тест Е.П. Ильина

    1. Каждый ученик получает лист, расчерченный на шесть квадратов. По сигналу учителя школьник должен поставить как можно больше точек в каждом квадрате в течение 5 секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде учителя и только по направлению часовой стрелки. Все время учащиеся должны работать в максимальном для себя темпе.

    Учитель подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5 секунд команду «перейти на другой квадрат». По истечении работы в шестом квадрате дается команда «Стоп».

    2. Обработка результатов включает следующие процедуры:

    • подсчет количества точек в каждом квадрате;
    • построение графика работоспособности (для этого на оси абсцисс отмечаются пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

    Графики работоспособности

    Приложение 10

    График работоспособности

    Цель исследования : определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

    Материал и оборудование : бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

    Процедура исследования

    Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

    Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897
    Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

    Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2–3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6–7 мин.

    Инструкция испытуемому : «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

    Обработка результатов

    В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

    2. ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

    3. наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

    4. количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

    5. коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

    Пк – обозначение объема кратковременной памяти,

    А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

    С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

    n число серий опыта, в данном случае – 4.

    Анализ результатов

    Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

    Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

    Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3–4 вызывается непринятием инструкции.

    Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

    Исследование опосредованного запоминания

    Цель исследования : определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

    Материал и оборудование : наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

    Процедура исследования

    Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

    Опыт № 1

    Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

    В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4–6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.

    Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Говорите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»

    Слова для запоминания в опыте 1:

    По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

    Опыт № 2

    Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

    В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4–6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.

    Инструкция испытуемому: «Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»

    Слова для запоминания в опыте 2:

    По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.

    Обработка результатов

    По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:

    Анализ результатов

    Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

    Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5–9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

    Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

    Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.

    При исследовании кратковременной памяти возникает ряд задач.

    1. Измерение объема кратковременной памяти. 2. Определение длительности сохранения в кратковременной памяти материала, различного по характеру и модальности. 3. Выяснение механизмов забывания в кратковременной памяти: является ли оно результатом слабости следов или результатом тормозящего влияния на удержание следов какой-либо побочной деятельности (ретроактивное торможение). 4. Изучение возможных преобразований информации в кратковременной памяти.

    3.1. Измерение объема кратковременной памяти .

    Для измерения объема кратковременной памяти могут использоваться различные методы. К их числу относится классический метод, предложенный Джекобсоном,

    метод частичного воспроизведения Дж. Сперлинга, метод определения отсутствующего элемента Бушке и некоторые другие.

    3.1.1. Метод измерения объема кратковременной памяти Джекобса . Объем кратковременной памяти измеряется числом единиц, которое может быть правильно воспроизведено в заданном порядке после одного предъявления. В качестве стимульного материала для измерения объема кратковременной памяти могут быть использованы буквы, цифры, слоги, слова, картины, предметы и т. п. Испытуемому предъявляют (зрительно или на слух) по одному ряду стимулов постепенно нарастающей длины, и устанавливают максимальное количество отдельных членов ряда, при котором испытуемый еще в состоянии безошибочно воспроизвести весь ряд. Обычно применяют ряды из 4-12 стимулов.

    Во избежание случайностей испытуемому предъявляют больше одного ряда каждой длины и продолжают опыт после того, как испытуемый впервые допустит ошибку. Объем памяти определяется по следующей формуле:

    где A - наибольшая длина ряда, который во всех опытах воспроизведен правильно;

    n - число опытов;

    m - количество правильно воспроизведенных рядов длиной больших, чем А;

    K - интервал между рядами.

    3.1.2. Метод определения индекса кратковременной памяти (ИКП), предложенный Л. С. Мучником и В. М. Смирновым (1968), позволяет дифференцированно определять объем кратковременной и оперативной памяти (соответственно КП и ОП), их соотношение и взаимосвязь. Метод представляет собой «двойной тест». Определяется объем кратковременной памяти на числа по классической методике (метод Джекобса). Далее определяется объем оперативной памяти по следующей методике: испытуемому предъявляются случайные однозначные числа,

    которые он должен попарно складывать в уме и запоминать только результаты сложения (во всех случаях сумма не превышает 9). Когда экспериментатор заканчивает читать ряд, испытуемый должен в той же последовательности воспроизвести результаты попарного сложения предъявленных чисел. Объем оперативной памяти определяется количеством удержанных результатов сложения, т. е. осуществленной испытуемым деятельности.

    Полная характеристика кратковременной памяти - индекс кратковременной памяти дается с учетом полученных величин объема КП и ОП. Эти три величины предлагается связать между собой в виде формулы:

    ИКП=(ОП+КП)Ч(ОП/КП)

    Индекс кратковременной памяти есть некоторое абстрактное число, дающее суммарную количественную характеристику кратковременной памяти испытуемого. По данным Л. С. Мучника и В. М. Смирнова, у здоровых людей индекс кратковременной памяти колеблется в пределах 6,27-11,29, при этом отношение объема оперативной памяти к объему кратковременной варьирует в пределах 0,60-0,86.

    3.1.3. Метод определения отсутствующего элемента Г. Бушке . Этот метод не требует полного воспроизведения всего ряда. Такой ряд, заранее заученный испытуемым, предъявляется ему последовательно зрительно или на слух. Его задача состоит в том, чтобы определить, какой элемент отсутствовал в заранее известном наборе стимулов, предъявленном в случайном порядке.

    При решении этой задачи испытуемый должен выполнить соответствующие операции по упорядочиванию и размещению в ряд предъявленных стимулов. Задача памяти в этих условиях состоит в удержании уже размещенных в ряду стимулов-чисел. После предъявления всей последовательности испытуемый должен мысленно пройти по этому ряду, обнаружить незаполненное место и определить, какой стимул должен стоять на этом месте. Таким образом, чтобы

    сообщить о пропущенном стимуле, он должен сохранять в памяти все остальные предъявленные стимулы.

    Пользуясь описываемым методом, Г. Бушке предъявлял испытуемым ряд из 13 двузначных чисел (от 13 до 25). Методика определения отсутствующего элемента упрощает и сокращает ответную реакцию испытуемого, но вместе с тем требует осуществления достаточно сложных преобразований предъявленной информации. Испытуемому нужно назвать лишь одно число. Но если он называет его правильно, то это значит, что некоторое время он сохраняет все предъявленные в случайном порядке числа, упорядочивает их и обнаруживает, какое не было предъявлено. По данным Бушке, испытуемые могут удерживать в памяти 9-11 чисел.

    Модификация методики определения отсутствующего элемента была предложена Г. Г. Вучетич (1971). В экспериментах Вучетич стимулы предъявлялись зрительно в одном и том же месте поля зрения при длительности экспозиции 50 мс и различных межстимульных интервалах (МСИ). Результаты исследования показали, что испытуемые успешно определяют отсутствующий элемент даже в таком временном режиме предъявления информации, когда весь предъявляемый стимульный ряд не может пройти через блок повторения из-за слишком коротких МСИ (например, при МСИ=50 мс). Ситуация эксперимента такова, что испытуемые заранее знают все множество стимулов, которые могут быть им предъявлены, т. е. эти стимулы уже переведены из долговременной памяти в промежуточный блок узнавания и находятся в нем в виде потенциальных программ моторных инструкций для блока повторения. Следовательно, формирование таких программ излишне. Задача испытуемого состоит в том, чтобы «зачеркнуть» потенциальные и избыточные программы моторных инструкций. Однако поскольку стимулы предъявляются в случайном порядке, этого нельзя сделать механически по мере их предъявления. Эти программы нужно хранить и проделывать с ними некоторые манипуляции, направленные на упорядочение случайного ряда. На основе интерпретации этих данных, автор вводит в иерархическую систему преобразования входной информации

    в кратковременной памяти блок-манипулятор оперативными единицами восприятия и памяти.

    3.1.4. Метод перекодирования предъявляемой информации Г. Г. Вучетич и В. П. Зинченко (1970). Метод состоит в том, что испытуемым симультанно на короткое время предъявляется ряд двоичных чисел для запоминания и воспроизведения. В опытах участвовали две группы испытуемых: экспериментальная, владеющая навыком перекодирования двоичных чисел в восьмеричные, и контрольная, у которой этот навык отсутствовал. Испытуемым экспериментальной группы давалась инструкция в процессе предъявления ряда перекодировать двоичные числа в восьмеричные, а затем, при воспроизведении, осуществлять обратный перевод в двоичный алфавит. Оказалось, что они могли эффективно использовать свое умение перекодировать при времени экспозиции стимульного ряда, равном 500 мс и более. При времени экспозиции 1000 мс они в 92% случаев правильно воспроизводили 15 из 18 предъявленных чисел. Испытуемые контрольной группы давали лишь 9% правильных воспроизведений.

    Сопоставление способов запоминания, которые использовались испытуемыми экспериментальной и контрольной групп, показало, что они различались в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе запоминания вербализация тестового материала и слуховая память. Наихудшие результаты показали те, кто стремился перевести всю предъявленную информацию в слуховую память. Они начинали внутренне проговаривать тестовый материал уже во время его предъявления. Но этого времени и времени хранения зрительного следа было недостаточно для вербализации и перевода в слуховую память всего предъявленного ряда. Поэтому, как правило, эти испытуемые воспроизводили не более 12 чисел. С точки зрения Дж. Сперлинга, перевод исходной информации в слуховую память представляет собой непременное условие воспроизведения. Результаты исследования, полученные у испытуемых экспериментальной группы, позволили авторам высказать предположение о возможности иного способа запоминания, когда исходная информация минует блок слуховой памяти и попадает

    непосредственно из зрительной памяти в блок смысловой обработки и перекодирования. В этом случае вербализуется и попадает в слуховую память лишь результат, полученный в блоке перекодирования. Испытуемые, владеющие навыком перекодирования, не пользуются вербализацией во время восприятия материала. Исходная зрительная информация не направляется по слуховому каналу, а попадает в блок переработки, и испытуемые вербализируют лишь восьмеричные числа, по которым они затем, при воспроизведении, восстанавливают исходные двоичные числа.

    Метод перекодирования позволил показать, что в кратковременной памяти может осуществляться достаточно сложная система операций преобразования предъявленной информации.

    3.1.5. Метод частичного воспроизведения Дж . Сперлинга . Использовался для определения объема зрительной кратковременной (иконической) памяти. Дж. Сперлинг обратил внимание на то, что испытуемые, участвующие в тахистоскопических опытах, по их утверждению сразу после предъявления материала помнят больше, чем затем воспроизводят. Во время воспроизведения некоторая часть материала забывается. Для проверки этого утверждения автор разработал методику частичного воспроизведения предъявленной информации, которая помогла ему избежать влияния забывания на воспроизведение. В опытах Сперлинга испытуемым на короткое время, равное 50 мс, предъявлялись буквенно-цифровые матрицы, содержащие две или три строки. Одновременно с экспозицией материала давался звуковой сигнал - команда о том, какая часть (строка) матрицы должна быть воспроизведена испытуемым. Таким образом, объем материала, который подлежал воспроизведению по послестимульной инструкции, не превышал в опытах Сперлинга 4-6 единиц. Результаты экспериментов показали, что на протяжении предъявления испытуемый воспринимает и в течение 250-1000 мс после предъявления помнит почти всю предъявленную информацию. Поскольку время «видения» стимула обычно превышает время экспозиции, Сперлинг назвал этот быстро стирающийся отпечаток

    зрительной кратковременной памятью, объем которой приблизительно равен объему восприятия.

    С помощью метода частичного восприятия автор экспериментально показал, что при предъявлении 12 стимулов испытуемый сохраняет в зрительной кратковременной памяти в среднем 9,1 стимула, в то время как в тех же условиях объем кратковременной памяти, полученный по методу полного воспроизведения, составляет в среднем 4,3 символа. Интерпретируя результаты своего исследования, автор предположил, что при использовании метода полного воспроизведения испытуемый может воспроизвести лишь то, что успевает перекодировать, т. е. перевести из зрительной1 памяти в слуховую.

    3.1.6. Метод подпорогового накопления энергии стимула Н. Ю. Вергилеса и В. П. Зинченко (1969). Авторы предположили, что объем зрительной кратковременной памяти не был полностью раскрыт и в экспериментах Сперлинга. Очевидно, зрительная память имеет резервы, для выявления которых не были найдены адекватные методические приемы. В качестве такого приема авторы использовали метод подпорогового накопления энергии стимула в сочетании с методом частичного воспроизведения.

    Стимульным материалом служила трехстрочная цифровая матрица из 36 ячеек. Тестовое изображение находилось на присоске, прикрепленной к глазу испытуемого, т. е. было стабилизировано относительно

    сетчатки глаза. Матрица предъявлялась ему в условиях медленно нарастающей яркости. Поскольку адаптация зрительной системы в условиях стабилизации тестового поля протекала быстрее, чем нарастание яркости, на подготовительной фазе опыта испытуемый ничего не видел. Затем одновременно резко сбрасывалось напряжение, поданное на тестовое поле, и включалось нейтральное поле, на фоне которого испытуемый видел отрицательный послеобраз таблицы. Стабилизация изображения относительно сетчатки глаза позволяла преодолеть «двигательные шумы» зрительной системы и благодаря этому в течение более длительного времени (около 1000-2000 мс) хранить всю предъявленную информацию в зрительной кратковременной памяти. Тестирование проводилось по методу частичного воспроизведения. Оказалось, что до исчезновения послеобраза испытуемые могут считать 10-12 цифр с любого участка матрицы (в соответствии с послестимульной инструкцией). Эти данные позволили авторам предположить, что объем зрительной кратковременной памяти ограничен возможностями не столько сенсорного звена зрительной системы, сколько звена, в котором осуществляется перекодирование тестового материала в форму, удобную для воспроизведения.

    3.2. Методы исследования сохранения материала в кратковременной памяти .

    Вопрос о длительности хранения следов в кратковременной памяти решается экспериментальным путем с помощью различных методов: кратковременная задержка воспроизведения - испытуемый должен предварить воспроизведение ряда цифр цифрой «нуль»; отсрочка воспроизведения - изменяется либо скорость предъявления материала, либо скорость его воспроизведения, либо и то и другое и т. п. Предполагается, что длительность хранения следов в кратковременной памяти колеблется в пределах от нескольких секунд до 30 с.

    Для исследования сохранения материала в кратковременной памяти Дж. Хинриксом был разработан метод угадывания , состоящий в следующем. Испытуемому в случайном порядке демонстрируют элементы некоторой хорошо известной совокупности:

    цифры, буквы и т. п. После каждого предъявления одного элемента он должен угадать, какой элемент будет показан следующим. Испытуемому известно, что каждый элемент совокупности будет показан в опыте лишь один раз. Основное правило в ходе эксперимента - не называть стимулов, которые уже были предъявлены. Испытуемый работает в автотемпе: хотя от него требуется быстрый ответ, следующий стимул показывают лишь после того, как он выскажет догадку. Стратегия угадывания не должна нарушать двух требований:

    1) нельзя называть один и тот же стимул подряд до тех пор, пока он не будет предъявлен,

    2) нельзя называть поочередно один из двух выбранных стимулов, пока один из них не будет предъявлен. Испытуемому разрешается называть один и тот же стимул несколько раз подряд, если он чувствует, что тот «должен появиться», не используя однако такой метод в качестве основной стратегии.

    Когда кратковременная память испытуемого отказывает, он начинает ошибочно называть элементы, которые фактически уже были предъявлены. Число таких ошибок служит основной количественной характеристикой кратковременной памяти.

    В ряде исследований делаются попытки выяснить причины забывания в кратковременной памяти экспериментальным путем. С этой целью изучается тормозящее влияние на результаты воспроизведения какой-либо побочной деятельности, предшествующей запоминанию (проактивное торможение) или промежуточной между запоминанием и воспроизведением (ретроактивное торможение); исследуется явление интерференции - смешения мнемических следов заученного материала и сходного с ним промежуточного между заучиванием и воспроизведением материала; изучается, какая промежуточная деятельность (гетерогенная или гомогенная с основной) оказывает наибольшее тормозящее влияние на результаты основной деятельности. Результаты подобного исследования представлены в табл. 6.

  • error: