Леворукий ребенок в праворукой семье. Если ваш ребенок левша: советы родителям Леворукие дети их особенности

Ремеева А.Ф.
Кандидат психол. наук, доцент.
Москва.

Левшество - леворукость

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости. Левшество определяют как более широкое понятие, включающее, наряду с леворукостью, левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. "Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов". Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях именно левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого и левоухого и левоглазого и т.д.

Среди факторов, определяющих леворукость называются: наследственный и внешней среды. Леворукость считается наследственным признаком.

Симметрия - асимметрия

Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени.

Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки.

Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с "расщепленным" мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри, который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с "расщепленным" мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.

Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.

Представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия полностью совпадают с представлениями о лево - и правополушарных стратегиях переработки информации. Данные недавних совместных исследований В. Г. Степанова с физиологом М.Н. Русаловой на здоровых людях показали, что в процессе детального восприятия у этих испытуемых преобладает активность левого полушария, а при угадывающем восприятии - правого. Выводы делались по показаниям блокады альфа - ритма в электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Накоплен огромный эмпирический материал по изучению межполушарной асимметрии головного мозга. Обобщая имеющиеся в научной литературе факты, дадим характеристику лево - правополушарных стратегий переработки информации.

Лево - правополушарные стратегии переработки информации

Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие: слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.

Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с "записанными" для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность. С правым полушарием связано художественное видение мира.

Выявлено статистически значимое преобладание индивидов с левополушарной специализацией в Западной цивилизации, а с правополушарной - в Восточной цивилизации.

Необходимо отметить, что полно описанная функциональная асимметрия мозга человека, как выяснилось в последних исследованиях, присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в общем их деле - в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстеров. Очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей.

Разновидности асимметрий

Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Наряду с моторными асимметриями (рук и ног), выделяют сенсорные асимметрии (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), а так же психическую асимметрию.

Левши давно известны как предпочитающие в мануальных действиях левую руку. Она используется в жестах. Ее движения более индивидуализированы, отражают эмоциональные особенности человека. Хуже изучены другие проявления двигательного левшества, в частности - левоногость.

Присущее каждому индивиду сочетание моторных и сенсорных асимметрий названо исследователями индивидуальным профилем функциональных асимметрий.

Диагностика левшества

Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.

Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания.

Представленность леворуких в человеческой популяции

Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами леворуких и праворуких людей. При этом подавляющее большинство лиц обнаруживают привычную и знакомую нам структуру психической деятельности. Она присуща правшам. Она же повторяется у многих левшей. В реальной жизни отсутствует такой идеальный левша, который был бы полным антиподом правши.

В процентном соотношении леворукие среди 18-25 -летних людей составляют примерно 5%.

Получены данные, свидетельствующие о несходной частоте леворуких в зависимости от возраста, пола, рода деятельности. Есть данные о том, что различаются соотношения леворуких среди родившихся в разных регионах Земли и в разные времена года.

В различных возрастных группах исследователи отмечают снижение количества леворуких с увеличением возраста испытуемых.

Левшество и правый мир

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Отношение праворукой части людей к левшам далеко не однозначное. Оно варьируется от положительного, даже восторженного до крайне негативного. Само слово "левый" употребляется как некая отрицательная характеристика чего бы то ни было. А как насчет "левого товара", или "пойти на лево"?!

Объективные психологические исследования показывают, что левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно- психической деятельности и адаптационные возможности. У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Наряду с этим, исследователями отмечено, что левши более тревожные. Некоторые ученые отмечают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

"Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаруживать высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта (бокс). В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

Левшество и гениальность

Представление о леворуких людях, как о людях, весьма отличных от праворукого большинства человечества породило немало мнений об исключительности, оригинальности этих людей. Вспомнить хотя бы "Левшу" Н.С. Лескова. Герой этого произведения, левша, сумел превзойти всех мастеров. Мы склонны считать, что необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы левшам возможность сохранять уникальность своего мироощущения. Это позволило бы в полной мере развить те задатки, которые заложены природой в каждом левше.

Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди "артистически одаренных... художников, и архитекторов... спортсменов игровых видов спорта" и реже - у 4% - среди инженеров, и чуть чаще - 7,5% - среди занятых физическим трудом.

Среди людей одаренных и поистине гениальных встречается не мало левшей. Приведем лишь краткий перечень общепризнанных гениев, являющихся левшами.

Римский император Тиберий, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Жанна д" Арк, Карл Бах, Бенджамин Франклин.... Этот список можно было бы продолжить.

Обучение леворуких детей

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно- пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование...

Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей.

В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного и психического. Много работ посвящено вопросу о нецелесообразности переучивания леворуких детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей.

Зачастую насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова.

Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение к школе.

Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей -юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

Результаты нашего исследования так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.

В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11.5 % от общего числа испытуемых. Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.

Трое из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.

Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя.

Левополушарный и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы.

Исследование типов репрезентативных систем подростков (репрезентативная система - система, посредством которой индивидом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам) показали, что для угадывающего способа зрительного восприятия характерно преобладание визуальной или кинестетической репрезентативной системы. Но один из трех переученных левшей с правополушарным когнитивным стилем обладает в качестве основной аудиальной репрезентативной системой, нарушая тем самым выявленную закономерность. Поскольку это единственный случай, когда тип репрезентативной системы не соответствует способу зрительного восприятия, то можно предположить, что данный прецедент обусловлен переучиванием левши преимущественному пользованию правой рукой. Вероятно, переучивание нарушило нормальное развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга данной испытуемой.

Для индивидов с левополушарным когнитивным стилем, как показали наши исследования характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества.

Двое выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая- левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица.

Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым предметам у переученных левшей- 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.

Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши. Так средний показатель успеваемости праворуких подростков- 3,8 балла, переученных левшей- 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции ((= 1,43; (= 66; ((0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.

Из изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей.

В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая "поза Наполеона".
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся? Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме "лопаты".
  6. "Свернуть" вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта.

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Как надо писать левой?

Ручка кладется сверху на ногтевую фалангу среднего пальца. Большой палец придерживает ручку, а указательный палец кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от шарика.

Существует два правильных способа писать левой рукой.

  1. Кисть с ручкой располагается над строкой. Этот способ интуитивно открывают для себя многие леворукие дети. Однако при этом учащемуся приходится выворачивать кисть.
  2. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Тетрадь лежит с наклоном вправо. Правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, направлен к середине груди. Ребенку при этом не приходится выворачивать кисть. Он может ориентироваться на образец и не накрывает только что написанный текст. Некоторым минусом такой техники письма будет наклон влево. Правда, леворукий ребенок писать с наклоном вправо и не должен.

Почему опасно переучивать левшу?

Сейчас левшей нив детских садах, ни в школах не переучивают. Однако до сих пор встречаются воспитатели и учителя, уверенные в том, что это необходимо. Да и бабушки порой слишком настойчиво говорят: "Возьми ложку в правую руку!" Однако делать этого не следует. Почему?

При насильственном обращении в праворукость у детей могут появиться нарушения сна и аппетита, головные боли, страхи, энурез, нервные тики, вялость, апатия или повышенная возбудимость, раздражительность. Психолог Олеся Сысак поясняет: "Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, а левой руки — правое. Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышление, языковые способности, чтение, письмо, запоминает факты, даты, имена. Это полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Правое полушарие ответственно за образное мышление, эмоции, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности. Таким образом, принято считать, что у левшей больше развито творческое начало, а у правшей — логика.

Когда родители хотят переучить своего ребенка с левой руки на привычную им правую, ими руководит внутренний мотив, который им самим же непонятен, так как он сформирован на уровне их же воспитания. Ведь в свое время их родители очень болезненно относились к тому, что ребенок вдруг начинал выполнять действия левой, а не правой рукой. Это означало, что он уже чем-то не похож на других детей. А отличаться от общей массы людей было раньше просто неприемлемо. И до сих пор эти пережитки не дают некоторым из нас почувствовать себя свободными, разрешить себе и своему ребенку быть таким, каким „я хочу быть“, а не таким, каким меня хотят видеть окружающие."

Иногда ребенок, увидев, что он пишет не так, как все, задастся вопросом, почему он именно такой, или даже захочет научиться писать "как все". В этому случае родителям нужно убедить малыша, что писать правой необязательно, но он может попробовать, если хочет. Нужно продемонстрировать ему свою любовь, чуткость, понимание, лишний раз сказать: "Ты — самый-самый лучший!", "Мы любим тебя!". "Для ребенка важно абсолютное приятие, и тогда не возникнет никаких преград на дороге жизни", — поясняет О.Сысак.

Уделяйте своему ребенку больше времени, дарите теплоту и внимание. Работайте над повышением его самооценки. Говорите, что он самый, лучший, красивый и любимый на свете. Ваша любовь поможет ему пройти через любые испытания и преодолеть все трудности.

Комментировать статью "Леворукий ребенок в праворукой семье"

Про леворукость.. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворукой семье.

Пишет, рисует, ест левой рукой. Если до 2-3 лет еще чередовал руки, то сейчас уже всё очевидно. Вот и думаю,я-то не требую,а в школе будут ли переучивать писать правильно символы? Мои,в принципе, нормально справляются с предметами из праворукого мира...

научиться писать левой рукой?. -- посиделки. О своем, о девичьем. научиться писать левой рукой? Тема не страдательная, а развлекательная, жуем семки и делаем ставки! Правой действительно удается хоть медленно, но мелко и правильно.

Леворукий ребенок в праворукой семье. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею Почему опасно переучивать левшу? Сейчас нив детских садах, ни в школах не переучивают.

Леворукий ребенок в праворукой семье. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую Таким образом, если ваш ребенок...

Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса. Ваш ребенок левша? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Посоветуйте пожалуйста, что почитать на эту тему: как правильно должны писать левши, как класть тетрадку, должны ли соблюдать наклон или нет? ну и все по этой теме. У моего сына оборукость: пишет левой, а, например, ножницы держит в правой руке.

дочь пишет левой рукой, ест левой, а вот ножом палочки строгает правой. Он у нас 100% праворукий ребенок, ничего делать левой рукой не может и тп. (никогда даже и не пытался). Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Но пишет левой рукой, невролог сказала тогда еще нам, чтобы ни в коем случае не переучивали. Леворукий ребенок в праворукой семье. Развитие леворукого ребенка. Как надо писать левой? Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или...

как пишут левши? У меня дочка левша, 5 лет. Выучили печатные буквы, сначала по точкам, вроде, обводила так, как я показывала, но теперь, когда пишет самостоятельно, каждую букву пишет справа налево, например, букву М начинает писать со второй вертикальной линии...

ЛЕвой рукой писать слева направо неудобно, вот писать по-арабски левой как раз удобнее, потому что справа налево. Эффективны при переучивании в случае закрепления неправильного стереотипа. Леворукий ребенок в праворукой семье.

Чтобы руку не выворачивала, чтобы чернила рукой не смазывала, чтобы тетрадь держала правильно? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ребенок заартачился сам, ни в какую не хотел держать ручку в левой руке, истерил, писал только правой.

а у кого ребенок наследственный левша?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса.

Как научить писать левшу?. Ребенок-левша. Детская психология. Но сам склоняется к левой поэтому сказано не трогать и принимать выбор ребенка. Леворукий ребенок в праворукой семье. Как научить писать левшу?

3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала Леворукий ребенок в праворукой семье. Как распознать леворукого ребенка.

Егор(5,3) пишет печатные буквы и цифры снизу вверх, т.е. не в общепринятом пордяке? Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников, которую ребенку интересно будет заполнять своими значками.

Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворуком мире. А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у...

Леворукий ребенок в праворукой семье. НО ЗАНИМАТЬСЯ обязательно надо!!! А есть тут левши? Я читала книжку М. М. Безруких " Леворукий ребенок в школе и дома ". ЬТАм много полезной инф-ции, тестов для определ. ведущей руки, упражнения для занятия с детьми и...

Переучивание. Ребенок - левша. Детская психология. Леворукий ребенок в праворуком мире. Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в (Сама переученная - левая рука вообще не работает.

И все же как правильно определить левша или правша? Если ребенок с 1года держал ложку и в левой и в правой руке, а потом бабушка стала постоянно давать ложку в левую руку (дед левша),и теперь мой ребенок пишет только левой Леворукий ребенок в праворукой семье.

(5 голосов : 4.4 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

error: