Роль сказки в воспитании. Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста Роль сказок и рассказов в воспитании дошкольников

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

Красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

Картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

ФИО: Кусакина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области
Название работы: Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

« Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.

Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

Конспект по теме: «Роль сказки в воспитании дошкольников» воспитатель: Т.А.Солодкова с.Александровка

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно.

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра – это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т.д.».

Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду неделя мая посвящена театрализованной деятельности, так как она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром - через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Основная цель этой недели - создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей посредством приобщения их к регулярным занятиям театрализованной деятельностью при взаимодействии педагогов и родителей!

Детские сказки, их роль

в воспитании

Все родители, имеющие детей-дошкольников, знают, как дети любят сказки. Родители выходят из себя, читая в сотый раз одну и ту же сказку, которую ребенок знает наизусть. При этом пропуск куска текста вызывает негодующие крики ребенка: «Мама, а ты пропустила, как петушок звал котика на помощь! ».

Что же это за феномен – любовь детей к сказке, и в чем заключается их роль в воспитании? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Почему дети любят сказки?

По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить.

Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.


Развитие речи и фантазии при помощи сказок

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

Чтение сказки как вариант общения

с родителями

Для того чтобы ребенок внимательно и с удовольствием слушал чтение сказки, лучше всего выбрать время перед сном, когда ребенок устал и не будет вертеться, желая побегать и попрыгать. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.

Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.

Связь любимого персонажа с характером ребенка

Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой – Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ваш ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему вашему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж.

Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами родители, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей .

Победа добра над злом как важный воспитательный момент

Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности . Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.

Педагоги и психологи отмечают неоценимую роль сказок в развитии детей . Сказка любима детьми всех возрастов, так как при ее прослушивании ребенок получает возможность стать энергетическим центром творческой деятельности. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума.

Не всегда воспитательное представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Сказка, представляя собой своеобразный ужастик, призвана насторожить малыша, заложить на основе базового доверия к миру еще и здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам. Воспринимая сказку ребенок начинает осознавать, что внешняя привлекательность, ласковые слова другого не могут быть ширмой, прячущей «гнилую» душу. Сказка формирует фундамент безопасности для малышей: нельзя убегать от мамы, нельзя идти с чужим дядей, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п.

Роль сказок в развитии детей заключается еще и в том, что она закладывает предпосылки критического мышления ребенка, учит понимать, что не все, что говорят взрослых, является «истиной в последней инстанции». Но при этом важно понимать, что сказку нужно не просто рассказывать ребенку, а постоянно комментировать то, о чем рассказываете. Не надо много слов, иногда достаточно мимики, интонации, тяжелого вздоха, покачивания головой. И тогда сказка станет замечательным средством обучения малыша правилам безопасности.

Знают ли родители, какие сказки нужно читать детям? Какой замысел скрывает сказка, и какую роль она играет в развитии и воспитании ребенка? Сказка научит его правильному поведению, поможет развить много полезных для жизни навыков и умений. А любовь к тем или иным сказкам и реакция малыша на ее сюжет расскажет о ребенке много интересного.

Роль сказки в воспитании ребенка

Недавно я разговорилась с мамочкой одного замечательного двухлетнего мальчишки. Он бегал по комнате, строил смешные рожицы, улыбался и бойко болтал на своем языке. Конечно, мама интуитивно улавливала его желания и позывы к действию.

Мы разговорились, и я спросила:

- Вы читаете малышу сказки?

- Да! - Ответила мама. - Только недолго. Он не может усидеть на месте. Но некоторые сказки слушает с удовольствием. Он очень любит «Теремок». Может слушать по несколько раз. Про Курочку Рябу сказка ему тоже по душе. «Репку» с удовольствием слушает. А про Машу и трех медведей я ему больше читать не стану, - пожаловалась мама мальчика. - Он так сильно расстроился, когда Маша съела Мишуткину кашу, что заплакал. Так жалко ему стало маленького медвежонка. А я не могу смотреть, как мой сыночек плачет.

- Хорошо, - сказала я. - Может быть, он еще какие-то сказки любит послушать перед сном?

И мама задумалась.

- Нет. Я несколько раз начинала читать ему сказки «Колобок» и «Красная Шапочка», а он категорически отказывался слушать. Требовал закрыть книгу и капризничал, если я настаивала. Не знаю, в чем дело, ведь эти сказки ничем особо не отличаются от остальных.

Действительно, на первый взгляд, все сказки интересные. Но только человек, знакомый с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, знает, почему ребенок, которому два года и который даже толком не умеет говорить, знает лучше мамы, какие сказки полезны детям, а какие читать не стоит.

Роль сказки в развитии впечатлительного ребенка

Знания Системно-векторной психологии помогают определить свойства ребенка, с которыми он рождается.

Маленький герой нашего рассказа обладает зрительным вектором. Такие дети очень впечатлительные и эмоциональные. Они любят, когда на них обращают внимание, воображают то, чего нет, и демонстрируют все, чему научились.

Литературные произведения играют в жизни ребенка, обладающего зрительным вектором, особую роль.

Сказка - отличный способ развить чувственность и воображение. Она дает возможность чувственно прожить особенности фантазийной реальности. Переживая всю палитру данных ему природой эмоций, малыш учится проживать воображаемую жизнь вместе с героями.

Также сказки учат маленького человечка состраданию, доброте, милосердию, показывают, что добро побеждает зло. Победа достается тому, кто больше думает и заботится о других: родных, близких, товарищах, о тех, кто нуждается в помощи. По этой причине малыш плачет, когда девочка поступает несправедливо по отношению к Мишутке. Он учится состраданию, умению сопереживать чужой боли, бояться не за себя, а за другого, того, кто оказался рядом.

Ребенку со зрительным вектором ни в коем случае нельзя запрещать плакать. Слезы для такого малыша - целительная сила, которая держит в балансе очень чувствительную к внешнему воздействию нервную систему. Слезы сострадания избавляют зрительного ребенка от страха смерти, с которым он рождается. И если запрещать плакать, чувственная составляющая его психики останется неразвитой.

Запрет на слезы может сделать человека черствым или равнодушным. А когда человек не умеет проявлять свои чувства, он становится истериком, снобом и склонен к злорадству - а все это, в конечном счете, заставляет человека страдать, делает его одиноким.

Самое большое страдание для зрительного человека - отсутствие любви. Зачастую причина этой проблемы скрывается в детстве, когда маленькому человечку, обладающему зрительным вектором, запретили плакать, показывать свои чувства.

У маленького ребенка еще нет своего сознания. Он живет чувствами и ощущениями, которые напрямую связаны с бессознательным. Поэтому так важно правильно подбирать правильную литературу для малыша - ведь она формирует его картину мира. Через сказку ребенку раскрывается устройство жизни на уровне ощущений и чувств.

Сказка иносказательно учит ребенка на иррациональном непознаваемом уровне вести себя правильно, совершать верные поступки. Сказка намного сильнее, чем назидательные оценки родителей, которые дети иногда не могут воспринять напрямую.

Теремок

Мотив сказки «Теремок» - объединение. Эта сказка учит ребенка быть дружелюбным и гостеприимным, уметь делиться. Говорит о том, что самые разные звери, каждый со своим характером и особенностями, могут уживаться вместе. Объясняет, как хорошо жить всем вместе дружно и весело.

Системно-векторная психология показывает, как в сказке раскрываются особенности русского менталитета.

Так, как могут объединиться русские, помогать друг другу в беде, - не может ни один народ. Справедливость и милосердие заложены в сюжете русских сказок и откликаются каждому малышу.

Репка

Сказка «Репка» учит взаимопомощи и упорству в труде. Показывает, что даже самый маленький, если приложит усилие, может сыграть значимую роль в выполнении общего дела. А упорство и труд - все перетрут. Когда люди объединены общей целью, нацеленной на пропитание, а значит, выживание, тогда даже вражда отходит на второй план. О чем и говорит совместный труд кошки и мышки.

Курочка Ряба

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает об особенном отношении к пожилым людям. Малыш всегда ассоциирует себя с персонажами сказки. Например, маленькая девочка гладит по страничке книги, где нарисованы дед и бабушка, и жалобно произносит слова Курочки Рябы: «Не плачь, дед, не плачь, баба» .

У ребенка в процессе чтения складывается ассоциативный образный ряд, который учит его делать для пожилых людей все возможное, только чтобы они не расстраивались, не переживали и были сыты.

Страшные сказки для детей - забытые впечатления детства

Прочитанные в детстве и забытые сказки навсегда оставляют след в психике. Сказки о том, что кто-то кого-то съедает, созданы с хорошим намерением - чтобы научить ребенка вести себя правильно. Не открывать дверь чужим людям, не уходить далеко от дома, слушаться родителей. Непослушного героя сказки обычно съедают. Цель такой сказки, казалось бы, напугать ребенка для того, чтобы он мог сохранить себя, избежать опасности, угрожающей его жизни. Но что происходит на самом деле?

Чтение сказок о каннибализме вредит развитию и . Особенно вредны такие сказки зрительным детям. Пугающие страшилки не дают развиться чувственной сфере, воображению, наносят травму, избавиться от которой очень сложно.

Ребенок знает, что полезно, а что вредно для него, реагирует на воздействие окружающей среды в соответствии с врожденными свойствами. Он показывает это родителям, а родители не всегда могут расшифровать его послание. Зрительный ребенок плачет, когда ему жалко героев рассказов, и трясется от страха, когда кто-то кого-то съедает.

Маленький герой нашего рассказа очень хорошо показал этот факт и отказался слушать сказки о Колобке и Красной Шапочке, конец которых трагический. Природа маленького зрительника такова, что он боится быть съеденным сам. Врожденный страх дан человеку, чтобы вовремя уйти от опасности, поэтому специально запугивать, читая остросюжетные сказки, - не нужно. Бояться за свою жизнь и защищаться - естественно для любого живого существа, в том числе, человека. Напротив, запугивание зрительного ребенка может сделать из него жертву и изгоя.

Итак, слушая сказку о Колобке, ребенок ассоциирует себя с ним, и страх усиливается. Потеря чувства защищенности и безопасности выводит его из состояния равновесия и негативно отражается на развитии.

Когда малыш подрастет, научится сопереживать героям добрых сказок , его нервная система станет устойчивой к негативу. Он прочтет эти сказки и извлечет и из них особый смысл, получит урок. А пока он маленький, от такого рода переживаний его стоит оградить. Пусть лучше плачет и сочувствует героям. Не нужно бояться детских слез. Если он уже в два года способен так глубоко сопереживать героям сказки - развитие правильное, и маме нужно этот момент понять, а не блокировать проявления чувств и эмоций ребенка.

Роль сказки в развитии и воспитании детей

Сказка давно применяется в психологии в качестве диагностической методики для выявления состояний человека. А также используется в психотерапевтических целях. Сказка в жизни ребенка играет обучающую роль. Читать сказки детям можно с раннего возраста - даже если ребенок не понимает смысл сказанного, он ощущает интонацию речи, правильное произношений слов, ритм, создает привычку получать впечатления из книг. Сказки нужно читать с выражением, вовлекая ребенка в то, что происходит с героями.

Проникая в самое сердце крохи, сказка рассказывает о том, что хорошо, а что плохо. Свод законов и правил не проговаривается напрямую, но показан в виде злых и добрых героев. Зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Благодаря чтению сказок и классической литературы у ребенка развивается эстетическое восприятие мира, умственные, интеллектуальные способности, образное мышление, чувственность. Нарабатывается внутренний нравственный стержень, который будет служить основой психологического здоровья малыша и станет опорой в жизни.

Чтение важно не только для развития зрительных детей, но и для всех остальных. Сказки для маленьких скрывают в себе полезную силу, которая необходима для развития морально-нравственных качеств ребенка .
После шести лет ребенок уже может сам выбирать, что читать. Например, звуковику интересны энциклопедии, книги о космосе и фантастические рассказы. Ребенку с анальным вектором нравится все, что связано с историческими событиями.

«… Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»

«… Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный сон, потому что я ее совсем не понимала, как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать, как будто тебя режут, ночью спать только при свете… В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила на е-мейл приглашение на бесплатный тренинг, и очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это неправда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…»

«…На тренинге точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует - он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.

Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.

Счастливое детство наших детей - в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак…»

Подробно о правильном воспитании детей, роли сказки и классической литературы в жизни человека, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Введение

Глава 1. Сущность сказок

1.1 Сказочный текст и творческое воображение

1.2 Воздействие сказок

1.3 Роль сказки в воспитании детей

Глава 2. Народное творчество и воспитательная роль сказок в нем

2.1 Сказка как средство воспитательного воздействия на ребенка

2.2 Воспитание сказкой

Глава 3. Роль сказки в воспитательном процессе

3.1 Роль сказочного сюжета в жизни ребенка

3.2 Символика сказки

Заключение

Список литературы

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического... она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И.А. Ильин.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Объектом исследования выступает сказка как таковая.

В качестве предмета - сказка в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.

2. Выявление роли сказкив воспитательном процессе детей.

Гипотеза формулируются следующим образом: сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоритическую базу работы составляют исследования В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки; психологов Е.Т. Соколовой, И.С.Кона, К.Г. Юнга и других исследователей, а также идеи ученых-лингвистов и историков.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СКАЗОК

1.1. Сказочный текст и творческое воображение

Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.

Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью .

1.Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.

2.Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека.

3.Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

А) Всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, восстание - красным, спокойствие -голубым. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением.

Б) "Все формы творческого воображения, - заключают в себе аффективные элементы". Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека.

4. Построение фантазии может представлять собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету.

Полный круг деятельности творческого воображения завершается, когда воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах. Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов. Важнейшим фактором, как отмечает Л.С, Выготский является потребность человека в приспособлении человека к окружающей среде: "В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания" .

Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды.Кроме того, детские фантазии - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей.

1.2. Воздействие сказок

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

1) Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

2) Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

4) Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

5) Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

6) Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

7) Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки .

Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения .

1.3. Роль сказки в воспитании детей

Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость,которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Как отмечает Желби Б. ,ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности.

Слушая сказки, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло. Этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. .

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные плоды, помогая ребенку в сложном процессе социализации.

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

2.1.Сказка как средство воспитательного воздействия

В народном творчестве, в системе народной педагогики, во влиянии на процесс воспитания и развития ребёнка особо выделяется роль сказок - хранилища морально - нравственных законов жизни, принципов, норм, идеалов.

Сказка - это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды . Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой.

Можно выделить следующие типы сказок (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) :

Народные художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения».

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:

1. Окружающий нас мир - живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру .

Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия»).

В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога .Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» .

Таким образом, сказка - средство воспитательного воздействия. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок - взрослый и начинается с анализа и обсуждения. Взрослый прорабатывает с ребёнком сказочные смыслы, связывает их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации

2.2. Воспитание сказкой

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку...» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы ЭнидБлайтон... Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Роль сказочного сюжета в воспитательном процессе

Сказочный герой в сказочном повествовании проходит определенные этапы сказочного сюжета - этапы своего перевоплощения, роста и совершенствования. Так и каждый человек в процессе своей жизни, своего развития, формирования личности и взросления проходит некие этапы, стадии развития, которые перекликаются с этапами развития сказочного сюжета .

1. Первый этап - пребывание в отчем доме. В период от рождения до 11-14 лет и ребёнок, идентифицируя себя с родителями, которые являются его жизненным ориентиром, перенимает их опыт, формирует мировоззрение, приобретая всё то, что необходимо ему в процессе взросления, для самостоятельного существования.

2. Второй этап: - определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человек должен психологически отделиться от родителей (сепарация), выработать свой собственный взгляд на действительность, реальность, научиться рассчитывать только на себя, вырабатывая самостоятельность и ответственность. Сказка говорит ребёнку о том, что рано или поздно он станет жить отдельно от родителей, отделиться от них и потому надо быть храбрым и смелым, самостоятельным и инициативным, чтобы построить свою жизнь.

3. Третий этап: необходимость выбора жизненного пути. Сказочный герой выбирает свой путь, порою сложный и трудный. Путь, на котором случаются определённые ситуации - проверки на выносливость, на храбрость и смелость, на духовно - нравственные ориентиры личности. На этом этапе сказка учит ребёнка делать свой выбор. Учит умению слушать и слышать другого, относиться к другому так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

4. Четвертый этап - борьба и победа - кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. В реальной жизни человеку порою приходится противостоять какой-либо ситуации, искать выходы, совершать решения. Разрешая конфликтные противоречия, человек становится сильнее и мудрее.

5. Пятый этап - герой сталкивается с задачами, решать которые он должен с позиции нового опыта. Сказка дает понять ребенку, что достигнутая цель, результат - еще не конец пути, а только указание на то, что он движется в правильном направлении. Победа над злом ещё не предел, необходимо научиться правильно и вовремя применить имеющиеся возможности и способности в создавшейся конфликтной ситуации.

6. Шестой этап - герой возвращается в отчий дом. Но и там его ждут препятствия: его оклеветали, считают погибшим, любимой нет. И герой, которого предыдущий этап столкновения со злом многому научил, используя приобретённый опыт, свои новые знания, умения, навыки разрешает ситуацию и восстанавливает справедливость. Человек в реальной жизни на этом этапе утверждает себя как зрелую самостоятельную личность в родном доме, самоопределяясь.

7. Седьмой этап - сказка завершается - герой становится королём, жениться, достигает новой ступени развития. В реальной жизни человек, реализуя себя, продолжая своё развитие и совершенствования, переходит на новый этап .

Человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

3.2. Символика сказки

Символика в сказке имеет большое значение. Благодаря ей события получают свое воплощение в волшебных сказаниях, и тем самым доносят до понимания ребенка многое, касающееся обустройства реального мира, общества. Можно выделить механизмы символики:

1.Трансформация или перевоплощение героев. Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда) .

Обратимой трансформации - понимание тех «масок», которые «надевают» люди, оказываясь в тех или иных ситуациях, оно символизирует смену социальных ролей-масок. Человек в своей жизни порою одномоментно выполняет множество ролей: муж и отец, жена и мать и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни.

Необратимая трансформация - необратимые положительные духовные изменения, когда сказочный герой навсегда теряет первозданный облик и приобретает качественно иной вид. Идея метаморфозы - душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. Каждая смена чего-то в жизни - это новая ступень в развитии.

Таким образом, ребенок через сказку получает представление об изменчивой и непостоянной природе человека.

2. Ореол тайны и волшебства. Сказка многолика и многогранна. Ребёнок в процессе восприятия сказки «вживается» в повествование, идентифицирует себя с персонажами сказки. Так развивается способность ребенка вставать на место другого. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством, средством воспитания в ребенке личности, индивидуальности.

3. Хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам: вознаграждение или наказание.

4. Наличие в сказках природных духов (лешие, водяные, русалки, домовые) и т.д. Наши предки верили вдухов природы, почтительно относились к законам «чужой территории», законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с неё нарушены (загрязнение, например). Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Таким образом, происходит экологическое воспитание ребёнка.

В сказке герой преодолевает трудности. Так он получает возможность к изменению, переходу на новый уровень своего развития. Герой взрослеет по ходу повествования сказки, что отражает ритуал инициации. Преодоление препятствий - необходимый элемент сказки - он формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт основу, что это ему под силу.

Таким образом, символическое пространство сказки - это игровое пространство для ребёнка, в котором он растёт и развивается, формируя у себя необходимые базовые навыки, способности для взаимодействия с миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно, оказывает воспитательное воздействие. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Сказки для малышей - это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны в жизни.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках.

Необходимо придумывать сказки самим или вместе с ребенком - подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки - это своего рода «воспитательная система» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально - нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться житьв ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб - М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.

3. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

5. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.

6. Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

7. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д.. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.

8. Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с.73-75.

9. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.

10. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.

11. Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.

12. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.

13. Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика, 1999 г. № 10, стр. 207-225

14. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста).

15. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

16. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

17. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

18. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.

19. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

20. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.

21. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ.ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

23. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.

24. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. снем. - М.: Канон, 1994.

error: